Страницы

23 нояб. 2010 г.

Владимир Скоробогатько: Искры на фоне пожаров. Обзор первых полос региональных газет

Источник: сайт АНРИ
В одном республиканском издании заголовок на первой: «Жаркое лето-2010» и фото радостной девушки у фонтана. В «большой» московской газете тоже на первой полосе заголовок: «Местная власть огня» и снимок опрокинувшего на себя ведро воды пожарного…

Это не пример того, как некоторые коллеги умеют даже на гибельные пожары смотреть сквозь розовые очки, а другие в похожих случаях находят адекватные ситуации слова и визуальные образы. Такое, что называется, случается сплошь и рядом. Это и не вопрос «ведомственной» принадлежности печатных СМИ. Это вопрос нашего умения «креативить»: придумывать образные, метафоричные заголовки и соответствующие им фотосюжеты. Когда замысел дизайнера и помогающих ему журналистов движется от буквального, документального (иногда поражающего взгляд, но чаще банально-обыденного) – к эмоционально захватывающему, многозначному, многоплановому осмыслению происходящего.
1.jpg
Да, порой сильнейшее воздействие на читателя оказывает оперативная документальная съемка. Когда ясно все без слов, а если они и нужны, то простые, под стать названию известного повествования Уэллса: «Россия в огне». Впрочем, ничего подобного по силе в июльской подборке полос автор этих строк не обнаружил. Только в одном случае снимок по-настоящему впечатляет: «Эхо недели» от 2 июля. Тут работает документальность (старик-инвалид, пепелище, халат и палка женщины…), не нужен и особый заголовок: ведь чудом спаслись… Коллеги из «Эха…» тему аномальной жары показали и через «простые» случаи недомоганий (номер от 21 июля). Но заголовок в данном случае ничего впечатляющего не содержит (…таки «продолжают»?) и вся публикация в целом выглядит ординарной: к «скорой» ведут пожилого человека…
3.jpgНеплохо, на мой взгляд, обыграли тему зноя газеты «Мой район» в выпусках от 23 и 30 июля и «Моё!» в томе № 29. Силуэты горожан на фоне кремлевских стен (правда, коллеги побоялись быть непонятыми и добавили слово «Смог», что, в общем, упрощает-уплошает решение…). Деревья, «сохнущие по воде»… Страх лишиться тихих, прохладных, близких, как детские воспоминания, речушек хорошо передан в публикации газеты «Моё!». Тут же перечень уже реально существующих проблем…
Попытки решить тему аномального температурного явления и его последствий не в лоб, не банально были, но творческое искрение на фоне реального бедствия как-то блекнет, не рождая в душе эмоционального отклика. Вот, например, «Солнечный удар» «Делового Петербурга». Коллеги пишут, что возможно («прогноз») небывалая жара послужит чиновникам и т.д. А удар-то здесь при чем? Солнце виновато в недобросовестности российских чиновников? Образности, многоплановости на полосе не просматривается. Или «Летний гормон радости» «Челябинского рабочего». 4.jpg
5.jpgРеклама мороженого на фоне горящих лесов и задыхающихся от смога людей? Подташнивает что-то от такого гормона – даже если это и коммерческое объявление. Из того же ряда подача «Красноярского рабочего» (№ 120): уж очень благостная выходит «пора»…
Очень сложные чувства вызывает полоса газеты «Крестьянин». Кому-то и польза от засухи! На первополосном снимке как на картине маслом недавних лет: необъятная спина приемщицы, задорный взгляд сдатчика, вольная поза грузчицы, пузатые мешки… Вот только есть проблема: это еще надо продать… То есть не количеству зерна рад крестьянин, а тому, что засуха… acb9c63b51d5bb20e52422a5f58bcc26 Владимир Скоробогатько: Искры на фоне пожаров. Обзор первых полос региональных газет
А с другой стороны, коллеги, кто сказал что сейчас не рынок? Газета сделала полосу со своей точки зрения, а то, что мы о ней говорим, очевидно, свидетельствует о хорошем качестве подачи.
7.jpg
Несколько слов по поводу других изданий и их полос. «Жуковские вести» в двух номерах встали на защиту леса. В обеих случаях использованы яркие иллюстрации: коллаж и инсценировка. Только на фото, где «чиновники готовятся к вырубке сосен», топор человек держит плашмя, а не лезвием вперед, как и подобает… Ракурс бы надо поискать…
Уникальное явление – теперь уже это надо признать – представляет из себя газета «Амурская правда». В каждом обзоре мы говорим об этом издании и каждый раз находим — согласитесь, коллеги! – что-то поучительное в творчестве амурчан. Вот и в этот раз (номер от 29 июля) мы не можем пройти мимо грустящего на берегу безбилетника. Вот оно, вроде бы, море, а не окунешься…
8.jpg
Нет билетов? Или они есть, но не хватает денег? Сие нам не ведомо. Но, наверное, жители Приамурья догадаются, в чем причина грусти молодого человека в белом… Главное, что открытая дверь никуда фактически не ведет… Или, все-таки, ведет к какой-то воде?
Смотрите, читатель, сколько сразу вопросов рождает сия композиция. В то же время, согласитесь, закрой мы там дверь – вышло бы банально, буквально: мол, выход закрыт… А он на самом деле открыт, только в него не пускают обстоятельства… Но, с другой стороны, человек все-таки переступил порог… 6b84fa5e5966a74e7c010edf0e556129 Владимир Скоробогатько: Искры на фоне пожаров. Обзор первых полос региональных газет
Опять какая-то «недоверченность» в полосе «Амурской правды», опять она рождает больше недоумений, чем восхищений. Уж лучше бы что-нибудь попроще придумали коллеги: стилистика киношного итальянского неореализма в сочетании с тавтологией «безбилетный» не может купить билеты» рождает чувство тревоги. Почва из-под ног коллег из «Амурской правды» куда-то уезжает…
Ну а «шедевр» невразумительности и оформительского разгильдяйства, на мой взгляд, демонстрирует на этот раз газета «Золотая горка» (№ 44). Мусорная война затягивается, сообщает газета на первой полосе, забыв, наверное, что в известном смысле растущая гора не вывезенных отходов – это ведь тоже «золотая» горка. Нет, я не склонен все понимать буквально, но зачем тему мусора коллеги соединили со своим логотипом? Он дан прямо по фотографии основной темы. Впрочем, случившееся – результат непродуманной верстки полосы: реклама окон забивает логотип. Его хотели «спасти», а напоролись на анекдот.
Источник: Сайт АНРИ
Владимир Скоробогатько
skorobogatko.jpgРодился в 1952 году. Большой опыт работы в прессе: от многотиражной — до всесоюзных и всероссийских газет и журналов. Участвовал в запуске ряда новых общероссийских и московских изданий. Сейчас работаю в главной городской газете – «Московской правде», руковожу отделом «Округ». Два высших образования – юридическое и журналистское. Делюсь опытом с молодыми коллегами: полтора десятка лет преподаю азы профессии в трех московских вузах. Автор пособий («Новые тенденции в оформлении газеты», «Восемь бесед о газетном дизайне», главы о дизайне в двухтомном «Справочнике журналиста», в трехтомном сборнике «Эффективные модели прессы»), печатаюсь в журналах «Журналистика и медиарынок», «Журналист». Основные темы – дизайн газет, журналов, сайтов, организация работы редакций. Регулярно участвую в проектах обновления региональных СМИ – консультирую или непосредственно создаю графические модели. Много езжу по регионам с коллегами из Фонда развития информационной политики (ФРИП), рассказываю о своем опыте, изучаю чужой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий