Страницы

23 нояб. 2010 г.

Владимир Скоробогатько: Смерть – избитая тема

1645b24e1405ff542e4449dc58b300461 150x150 Владимир Скоробогатько: Смерть – избитая темаИсточник: сайт АНРИ
Что способно нас шокировать? Что способно нас поразить настолько, чтобы мы неподдельно вздрогнули, охнули, испугались? Таких вещей по-настоящему мало, если только мы не разыгрываем особую чувствительность, экзальтированность или, например, не работаем в отделе оформления местной газеты.

Тут с нами порой происходят различные метаморфозы: мы громко заявляем о чувствах, которых на самом деле в нашей душе нет, но они, по нашему разумению, должны в ней быть. Такое происходит с плохими актерами: они уверены, что их игра полна правды жизни и потому обязательно произведет на зрителей сильное впечатление. Но как же бывает им обидно видеть непонимание и скуку в зале…
Умозрительность – главный недостаток подобных представлений, сценических или оформительских. Авторам кажется, что зритель ДОЛЖЕН реагировать на определенные сигналы (звуки, знаки) определенным образом, а он почему-то продолжает зевать. Можно сказать, что актеру не хватает таланта, но не будем копать так глубоко. Ему не хватает профессионализма… Это ближе и к нашей теме – оформление первых полос, присланных на сайт в октябре.
Всегда внимательно отношусь к попыткам коллег использовать оформительские приемы изданий, относящихся к другой типовой группе. Такой опыт полезен: мы все чаще говорим о сближении дизайна различных видов СМИ (журнальной и газетной периодики, электронных изданий…). Родился даже специальный термин: квалоид. Это когда муниципальная газета заимствует что-то у массовой, коммерчески ориентированной прессы. А почему бы и нет… Ведь большой тираж, обильная реклама, высокие доходы – это всегда хорошо, независимо от формы собственности. Важно лишь не забывать о средствах достижения названных целей.
Может, попробовать шокировать читателя? Давайте посмотрим…
657aee1799893f1b06384a0918a3042a.jpg
На полосе Бердского «Курьера» опубликован портрет улыбающейся женщины в черной рамке. На черной же плашке читаем, что женщину убили и что «многие бердчане знали Оксану как талантливого педагога…» и т.д. «Нелепая смерть Оксаны повергла в шок всех, кто ее знал».
Всякая насильственная смерть ужасна и нелепа. Лишение человека жизни за «деньги, сотовый телефон и золотые украшения» поражает несоразмерностью ценностей… В представлении нормального большинства. Но мы при этом знаем, что для определенного меньшинства приведенный выше перечень предметов даже слишком длинный, убивают и за меньшие блага. Правда, можно предположить, что бердчане ничего подобного не знают: не смотрят телевизор, не читают газет на букву «ж» и другие подобные буквы, не проходили в школе роман одного русского писателя с длинной фамилией…И потому смерть землячки повергла их в шок… Возможно.
Но у газеты, как средства массовой информации, другая психология, если можно так сказать. Она не может подобно плохому актеру впечатлять своих зрителей громкими восклицаниями: «О, это ужасно!!!» Газета (кстати, как и хороший артист) обязана показывать, изображать эти ужасные подробности и тем самым и впечатлять своего читателя-зрителя. Только новые подробности имеют право появиться на полосе в связи с тем или иным известным событием. Все остальное не только не шокирует, но и вызывает недоумение. Первополосная публикация появляется в «Курьере» спустя неделю (!) после похорон. Что же стало поводом возвращения к теме убийства «на пороге дома»? Может быть, все-таки подробности расследования преступления? Мы этого не знаем, т.к. редакция отсылает читателей на вторую страницу. Но почему — если предположить что это так – коллеги не сообщают о своих намерениях шокировать новыми подробностями уже здесь, на первой полосе, не заявляют об этом уже в заголовке? Но сомнения в этом есть: скорее всего, на второй странице только… фотографии похорон…
Это первое, что выводит публикацию из ряда профессионально грамотных решений.
cd0dcc79c7ccda23ec357d57e8585036.jpgВторое расположено здесь же, на первой полосе. Всмотритесь в рекламный модуль, расположенный внизу полосы. «Ночной отрыв»: тот же черный фон сообщения и даже кричащая женщина… Должна ли редакция учитывать в оформлении такие моменты? Может ли она разливать черный фон на текст своего «шокирующего» сообщения, если рядом уже есть нечто похожее? Кто-то, возможно, скажет, что не должна, мало ли что там рекламодатель нам дал… Но ведь мы кого-то пытаемся шокировать… Может быть, в ситуации столь яркой подачи («Убийство на пороге дома») все-таки стоит отходить от банально-лобовых решений темы, использовать иные визуальные средства? Ведь это почти так же, как в актерской игре: выходит один исполнитель, воздевает руки и кричит: «О, это ужасно!!», а тут же стоит другой, и в точно такой же позе вопит: «О, это отрыв!!». Это называется комедия.
Из того же ряда и сообщение об аварии на «вшивой» горке: разбитая легковушка, тело под черным покрывалом…(Номер от 20-27 октября). Общий план, протокольные сведения: «Один из попавших в аварию отказался от…». Почему об этом надо сообщать на первой полосе? Или Бердский «Курьер» решил уйти в другую типовую группу? Но всем известно, что там с визуальной информацией работают по-другому…
ec612b826d98fe65761c18e7ac7e0f46.jpg
«Ревда скорбит» — сообщают «Городские вести». Тут уже почти вся полоса залита черной краской. Пять молодых ребят дружили с детства и погибли вместе. Ужасно. Трагедия родителей, друзей, знакомых… А читателям-то что? Что на самом деле произошло? Почему этот случай (очевидно, автоавария) выносится на первую полосу? Почему ВСЯ Ревда скорбит?
Одной черной заливки на полосе недостаточно, чтобы впечатлить читателя, если он не родственник, не знакомый и т.д. А таких в Ревде все-таки большинство. Не надо додумывать того, чего явно нет в действительности.
Впрочем, давайте обратимся к опыту тех, кто продолжает работать на своем информационном поле. Тут тоже есть свои сложности и свои находки.
Кунгурская «Искра» предложила нашему вниманию два варианта своих первых полос – будничный, черно-белый, и цветной, субботний.
954d937e6c20d112dc84c7fd36e9bf57.jpg
Хорошие фотографии, развитая навигация, адекватность компоновки – в будничном номере. Разве что горизонтальный коридор между двумя блоками текста как-то излишне велик…(Особенно в номере от 14 октября). Просто-таки вопиёт… Коллеги правильно – на мой взгляд – делают, что не вытаскивают в пробел текст: это было бы нарушением стиля (а стиль – это святое), но, между тем, проблема налицо. Решением могло бы стать особое оформление заголовка: он мог бы стать неким вариантом подзаголовка верхнего материала, его стилистическим братом: длинным, развернутым, содержательным… Как бы вариантом вреза, разверстанного над всем материалом.
Другой способ решения проблемы – на виду: вдвигать в коридор фотографии, но планировать их, находить (как в номере 127). Или же всегда ставить в правый угол рекламный блок высотой в текстовой блок.
a96986bb6bb6e11e04ce95879fb2996d.jpg
Что касается субботнего номера, то эксперимент с вертикальной версткой кажется вполне удачным. Проблема в данном случае только одна: качество публикуемых портретов. Самый удачный вариант – с учителем. Героиня смотрит на полосу, у нее хороший внимательный взгляд. Худший – с оптимисткой, и хотя она улыбается, в целом вид у портрета протокольный, казенный.
Думается, что размещать справа рубрику «Читательская доска почета» не нужно: зрительно она относится к текстовому материалу. (По общему правилу, мы начинаем обзор полосы слева направо). Рубрику можно ставить слева, например, на угол фотографии в виде конверта, мелко, текст в две строки. Это визуализирует ее смысл.
663d760ba6bcfa2c95f19e8df2f52d08.jpgХочется поддержать коллег из «Амурской правды» в стремлении найти свой стиль в формировании первой полосы. Однако и тот и другой варианты подач – плакатный и репортажный – представляются несколько не адекватными задачам. В первом случае жалко Родину-мать, вынужденную подрабатывать фотомоделью в областной газете, а второй снимок, изображающий ребенка на большой кровати, ничего, по сути, не сообщает. Тут нет ни смерти, ни жизни. Этот фрагмент репортажа мог бы быть размещен как небольшой анонс публикации, но в таком виде снимок явно не соразмерен отданной ему площади.
ae61bd82c6387b1e4d08c3107b99ba0b.jpg
Что касается пятничного приложения к названной газете, то в данном случае снимок героини также несколько великоват: он вполне мог бы быть поясным. Для идентификации человека как женщины бывает достаточно лица, прически, украшений… Тем более, что черная доска «В гостях у…» прямо показывает на грудь героини… То есть, либо в данном случае ставить другие по композиции снимки, либо отдавать низ первой страницы пятничного приложения какой-то другой информации.
a0eb708e6265e178ab3fe6d0d8919e91.jpgВ октябрьской подборке множество хороших, впечатляющих полос. Добротность визуального материала сопрягается в них с адекватностью приемов верстки, содержательностью заголовков. Таковы, например, работы газет «Эхо недели» (милиция не пускает на новый стадион; запустить отопление обещают на днях; построить водопровод не дали жильцы), «Жуковские вести» (жуковчане готовятся к самообороне; депутаты сдали лес), «Качканарский четверг» (революция в бане; чем болеет Качканар; работник военкомата торговал украденными боеприпасами; что будет с рабочими?), «Бизнес-Арс» («головняк» излечим), «Глобус» (кого «греет» лампочка в подъезде), «Искра» (два банана; отходное место; сад к красках).
Между тем, лидируют в октябрьской подборке, безусловно, полосы «Делового Петербурга» (госстрах). Вот это шок! Это по-газетному! Отлично сделана также полоса «Увядание монополии».
d8406567ae653b54b4e80f86867caabf.jpg
4a8ad484dad489828fe520881eee42dc.jpg«Мой район» (виды на Москву) — на втором месте.
«Свободный курс» (охота на темные силы) — третье.
Источник: сайт АНРИ
Об авторе:
Владимир Скоробогатько
Родился в 1952 году. Большой опыт работы в прессе: от многотиражной — до всесоюзных и всероссийских газет и журналов. Участвовал в запуске ряда новых общероссийских и московских изданий. Сейчас работаю в главной городской газете – «Московской правде», руковожу отделом «Округ». Два высших образования – юридическое и журналистское. Делюсь опытом с молодыми коллегами: полтора десятка лет преподаю азы профессии в трех московских вузах. Автор пособий («Новые тенденции в оформлении газеты», «Восемь бесед о газетном дизайне», главы о дизайне в двухтомном «Справочнике журналиста», в трехтомном сборнике «Эффективные модели прессы»), печатаюсь в журналах «Журналистика и медиарынок», «Журналист». Основные темы – дизайн газет, журналов, сайтов, организация работы редакций. Регулярно участвую в проектах обновления региональных СМИ – консультирую или непосредственно создаю графические модели. Много езжу по регионам с коллегами из Фонда развития информационной политики (ФРИП), рассказываю о своем опыте, изучаю чужой.



















 

Комментариев нет:

Отправить комментарий